В.Б.Губин. О методологии лженауки. - М.: ПАИМС. 2004.


ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге собраны мои критические статьи о лженауке, обитающей как в научной, так и в околонаучной сферах. Три из них (с некоторыми сокращениями, которые здесь восстановлены) опубликованы в последние два года в журнале “Философские науки” и три не опубликованы, - две из них - из-за большого объема. Последнее в первую очередь и побудило издать этот сборник. В то же время объединение этих статей под одной обложкой должно бы, надеюсь, дать кумулятивный эффект. Как для читающей публики вообще, так и конкретно для потенциальных авторов и любителей необычных и притягательных псевдонаучных уклонов. И как в плане осознания дефектности критикуемых подходов и идей, так и в понимании единственно верной научной методологии - теории познания диалектического материализма. Слова “единственно верной” я здесь применил специально в пику обычным вульгарным пренебрежительным о ней отзывам, использующим их иронично, в качестве насмешки, хотя смех - не доказательство.

Уровень претензий анализируемых произведений и “научных направлений” весьма высок. Это не разговоры об астрологии или “торсионных полях”. Они как бы более интеллектуальны, иногда даже более чем интеллектуальны - когда прямо предлагают выйти за рамки разума или не пользуются им - в виде наработанных и хорошо обоснованных с научной точки зрения знаний. Они посвящены предложению, разработке, развитию и внедрению тех или иных подходов и методов исследования в научной области. И во многих случаях они указывают на некоторые действительные трудности, проблемы и не особо приятные особенности познания, которые и желают преодолеть. Но, оказывается, желают преодолеть нереалистическими средствами, перепрыгнуть через реальность: то пользоваться понятиями, применимыми только в совершенно иной сфере, то распространить частный метод на все случаи жизни, то, наоборот, неосознанно сузить варианты возможных связей до одного совсем простого (редукционистского), то попытаться одним махом узнать абсолютную истину, да еще простым созерцанием.

Эти ложные идеи, подходы и оценки уже массово проникают не только в обывательские издания, но и в научную литературу и образование. Это мысль об информации у и для самой материи; поверхностные и неуместные “приложения” синергетики ко всему на свете - с отбрасыванием наработанных методов в соответствующих областях; попытки возрождения эзотерики и пустые разговоры о ее перспективах; потеря многими физиками физической интуиции и понимания физического смысла; плюрализм как основная (и фактически единственная) идея методологии.

Как учил И.П.Павлов,наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами. Это относится и к общей методологии, чего многие “реалисты” и эмпирики не понимают. Соответственно, ложные или неразвитые подходы и методы останавливают развитие и даже приводят к потере прежних позиций. И ошибочно полагать, что до всех важных и часто необходимых на практике истин познания можно додуматься самим, не пользуясь уже имеющимися знаниями. Они на дороге не валяются и приходят с большим трудом. Часто даже трудно осознать преподносимую тебе на тарелочке истину, пока не увидишь ее увязанности с другими. Хотелось бы думать, что эта книга не только предостережет от увлечения лженаукой в указанных ее проявлениях, но и кому-то поможет на примерах научиться самостоятельно пользоваться научной методологией и более или менее свободно ориентироваться в потоке модных и немодных научных и ненаучных новостей.

Я думаю, в этом отношении полезными могут быть также мои книги “Физические модели и реальность” и “О физике, математике и методологии”, а в последней особенно статья “О приведении к очевидности как доказательстве в реальности”. Она о том, что правильность теории должна оцениваться по наилучшей встроенности во всё знание, по взаимной согласованности получающейся системы теорий. И те, кто занимается или собирается заниматься научной работой, должны понимать, что это - поиск истины и, следовательно, вещь серьезная, и все пристрастия кроме постоянного бесстрастного вопроса: так это или не так? - безответственная легкость в выдвижении и продвижении идей, некритическое их принятие и поддержка или, наоборот, неприятие по вненаучным, например, клановым основаниям, а также всякая иная подобная простота помимо указанного главного вопроса - не наука и даже в той или иной мере, так сказать, не нравственность. Желательно ясно осознавать, что ты делаешь. Совсем не обязательно всем заниматься наукой. Как говорил Фейнман, не всё плохо, что не наука (какой интересный пример он привел, поищите сами).

Я благодарен редактору “Философских наук” Ю.А.Зиневичу за публикацию трех из приводимых здесь статей (а всего одиннадцати на протяжении четырнадцати лет). Благодарю О.В.Гончарова и Н.В.Никитюка за помощь в подготовке оригинал-макета. Печать оплачена полутора десятками доброжелателей. Всем им - спасибо.


[ Первая статья книги ] [ На оглавление книги ] [ На главную страницу сайта]