[ Предыдущий раздел ] [ Следующий раздел ] [ На оглавление книги ] [ На главную страницу сайта ]


(Глава 4)

§ 4. Об идеальном

Всякое другое отношение помимо «онтологического» взаимодействия - принадлежит к сфере идеального.

Идеальное появляется с возникновением ощущения. Ощущение - это простейшее, первичное отношение к «другому», не сводящееся к «простому» взаимодействию, выделяющее субстрат, в котором появляется ощущение, из всей среды, отношение, выделяющее некое идеальное целое.

Отношение к идеальному как только к человеческому общественно-историческому, защищавшееся Э.В.Ильенковым /71/, происходит из неверных экстраполяций работ классиков, точнее говоря, из абсолютизации общественно-исторической сферы, из приписывания ей всеохватывающего и исчерпывающего характера.

Трудность вхождения в диалектику заключается в том и происходит от того, что уровни и сферы, о которых идет речь, будучи (ограниченными) отражениями неисчерпаемого и взаимосвязанного мира, являются в то же время по крайней мере в некотором отношении замкнутыми, относительно оторванными от других. Движение их «материи» происходит внутри них, и процесс вхождения в них и выхода из них сопровождается скачком, так что из одной сферы другие могут быть и не видны. Дело облегчается пониманием механизма их выделения и формирования, основой которого является деятельность, на что указал Маркс в тезисах о Фейербахе. Особенности обрабатываемого материала и специфика учитываемых связей и отношений определяют строящийся объект с его характеристиками. Сам Маркс отмечал такую обусловленность. Он, например, писал: «ј совокупность ј отношений, в которых носители ј производства находятся к природе и друг к другу и при которых они производят, - эта совокупность как раз и есть общество, рассматриваемое с точки зрения (курсив мой - В.Г.) его экономической структуры.» (/72/) Конечно, при рассмотрении экономических и иных общественных отношений человек выступает как общественный человек. Вне сферы товарного обращения деньги как средство платежа не существуют. Совесть не определима и не существует как объект физики. Но общественный разрез - не единственно возможный. Считать иначе - это примерно то же, что, зная термодинамику, утверждать, что механики не может быть, ведь действительно механика из термодинамики не видна.

Историк Марк Блок специально отмечал /73/, что для оценки эволюции экономических связей используются величины, представляющие собой сумму обменов за достаточно долгий промежуток времени (как энтропия по Ландау и Лифшицу, определяемая за ненулевой интервал): «Самый точный отрезок времени - не обязательно тот, к которому мы прилагаем наименьшую единицу измеренияј , а тот, который более соответствует природе предмета.» Это он подчеркивал, естественно, потому, что нам более привычны другие характерные времена, свойственные другим уровням, которые, следовательно, также имеют право на существование.

Работы Маркса в основном посвящались анализу производственных, экономических и надстроечных отношений в человеческом обществе, а в этой области есть свое идеальное в очень высокой степени развития, лучше сказать, они сами в определенном смысле есть идеальное, построенное над уже сложным идеальным, которое в этом случае можно считать реальным субстратом. Но большее или меньшее идеальное - все равно идеальное. Всякое «другое», не сводящееся к «онтологическим» (первичным реальным или модельным) элементам субстрата, идеально.

Разумеется, такая идеальная вещь как стоимость не может существовать вне общественных отношений. Но бесспорно идеальное чувство боли у отдельного человека возможно и без общества. И тут, и там идеальное заключается в вырезании из всей воздействующей и взаимодействующей реальности лишь каких-то отдельных аспектов, важных только в определенных отношениях и обстоятельствах, в отрыве от части влияния, исчерпывающий учет которого приводил бы к полному отражению всего первичного материала.

Приписывание идеального лишь общественно-историческому слишком ограничительно. Не всякое отношение существует в сфере общественно-исторического. Эта сфера не охватывает всех отношений. Так, деньги - идеальное, связанное с обменом. Но происходящее мы можем рассматривать в другой сфере, например, физической, и тогда не увидим обмена именно товарами. Идеальное как аспект обмена товарами - очень высокая степень идеального и весьма специфическая. Она предполагает особое подразделение реальности: на группы людей и остальную отличную от них в определенном отношении природу, - и кроме того выделение особых отношений между ними, отнюдь не исчерпывающих всех отношений. Такое подразделение совершенно не обязательно и в известной мере несущественно в других сферах отношения действующего субъекта с внешней реальностью, скажем, при формальном рассмотрении работы естествоиспытателя, изучающего нечто в природе, когда он как бы сам, один на один противостоит ей, - хотя и здесь несомненно будет наличествовать идеальное, например, в неточном отражении реального.

Определение идеального как материального, пересаженного в человеческую голову и преобразованного в ней, было высказано в послесловии ко второму изданию «Капитала» в связи с пояснением смысла гегелевской все порождающей идеи как абсолютизации человеческого мышления, придания ему качеств демиурга, создателя и верховного распорядителя всего происходящего, т.е. в связи с конкретным анализом именно человеческого отражения реальности. Но вообще-то при анализе отражения реальности только человеческим ограничиваться не следует. Когда собака выделяет в проходящем перед ее взором людей, кошек или других собак и относится к ним как к особым, специфичным подразделениям реальности, скажем, неприязненно смотрит на большинство кошек и старается познакомиться с большинством собак, то совершает абстракцию, обобщение, упрощает реальность, тем самым формирует образы, которые есть другое по сравнению с референтом. А отображение, не точно совпадающее с отображаемым, идеально. И уж во всяком случае чувство, например, боли у собаки - идеальное.


[ Предыдущий раздел ] [ Следующий раздел ] [ На оглавление книги ] [ На главную страницу сайта ]