Эта статья без последнего абзаца напечатана в газете "Мысль" (ЦИК РПК), номер 8(147) за 1998 г.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ОТЧАЛИВШАЯ РУСЬ

После смерти в январе композитора Свиридова по радио "Орфей" много раз передавали его музыку. Она, конечно, того стоит. Музыка к "Метели", "Подъезжая под Ижоры", на революционные стихи Маяковского (после этой музыки пианистка Мария Юдина перестала со Свиридовым здороваться) есть продолжение и развитие русской и советской классической музыки и шиpоко известна еще с прежних времен. А ныне взамен "Левого марша" и самой России мы получили возможность досыта насладиться печальными песнями о России. Вот и "Орфей" с января раз пять передал в исполнении Дмитрия Хворостовского "Отчалившую Русь" Свиридова на стихи Есенина.

Когда вслушаешься, то всплывают пронзительно-щемящие картины давно ушедшей нашей довольно суровой, покрытой травой и лесами и слегка пересеченной проселочными дорогами родины. Тут можно много добавить, в частности - "иных уж нет!" (а тех, кто далече - beyond the sea, - тех не было). Ах, как хороша наша родина! Очень даже понятно, с какой тоской ностальгировали по ней белогвардейцы в каком-нибудь занюханном Париже. Ну что ж, они этого упорно добивались. Свиридов для всех создал из ряда вон выходящее произведение. Слезу выжимает!

Выжимать-то выжимает, да надо бы патриотам помнить, что та милая, спокойная, зеленая, где пpосто мокрая, а где пересушенная, экологически почти чистая Россия с телятами, попадавшимися на глаза то там, то сям, с крышами без соломы, пошедшей на корм мамашам этих телят (после чего мамаш до новой травы пpиходилось подвязывать к стропилам), с лаптями, на каждую пару которых шло не менее одной липы, была обречена или на гибель под давлением менее зеленых, но технически более развитых и весьма агрессивных стран, или на решительную прогрессивную революцию, способную дать импульс к сознательному, а не стихийному и потому слишком медленному промышленному и культурному развитию.

Наивные патриоты могут страдать и вновь и вновь повторять, что Россия исчерпала лимит на революции, а большевики изуродовали ее лицо и душу. В действительности к 17-му году Россия исчерпала лимит на отсталость - культурную, техническую и промышленную. Еще бы чуть-чуть, и она полностью превратилась бы в колонию "цивилизованных" стран. Полуколонией она уже фактически была. Многие представляют тогдашнюю Россию в виде мощного Советского Союза, который они еще помнят. Людям в голову не приходит, что раньше могло быть иначе. Но это совершенно неверно. Советский Союз стал мощным, культурным и развитым в результате сознательных, комплексных, весьма четко организованных и чудовищно напряженных усилий всей страны, совершенно невозможных без большевиков. И пусть патриоты не устают говорить спасибо большевикам за то, что те почти всеобщее возмущение 17-го года постарались и практически смогли направить в справедливое, конструктивное и созидательное русло. Как раз большевики-то и сохранили Россию, которая при них развилась в Советский Союз. Русский - это совсем не обязательно невежественный бородач в лаптях и с крестиком на груди. А вот с гибелью Советского Союза "отчалила" и Россия.

Лично мне больше всего жаль русского языка. Я не вижу, как он теперь может сохраниться. А мне кажется, что из наиболее массовых языков русский язык - самый оптимальный со всех точек зрения, как по организации, так и по звучности. И на нем написана великая литература. Многие скажут: знаем, конечно великая, - и почти все ошибутся. Она гораздо более великая, чем полагает большинство даже искушенных читателей. О дореволюционной литературе говорить не приходится. А лучшая советская литература - это сплав благородства, знаний и деятельности. И ни одного супермена! Прочтите-ка внимательно, скажем, "Алитет уходит в горы", "Педагогическую поэму" и "Люди с чистой совестью". Где люди лучше относились друг к другу, чем у нас? Где они сознательнее ориентировались в жизни, чем у нас? Кто больший в истории педагог, чем А.С.Макаренко? И т.д. Если благородство в больших масштабах когда-нибудь возродится (т.е. если капитализм не уничтожит мир), то советскую литературу будут изучать, как сейчас античную, к сожалению - в переводах.

Возвращаясь к любованию красотами есенинской России, замечу еще следующее. Не следует забывать, что сам Есенин, замечательно умевший создавать в своих стихах печаль по деревенскому миру, широко пользовался всем возможным городским комфортом. Не будем также забывать, что Дмитрий Хворостовский со всей его такой выразительной и впечатляющей, прямо-таки вселенской печалью по есенинской России почти все время заколачивает деньги за кордоном.


[ Предыдущая статья ] [ Следующая статья ] [ На оглавление книги ] [ На главную страницу сайта]