ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Владимира Григорьевича Буданова
“МЕТОДОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИКИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ И В ОБРАЗОВАНИИ”, представленной на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.08 – философия науки и техники

Диссертация В.Г. Буданова посвящена исследованию методологических вопросов синергетики в науке и в образовании. Как справедливо отмечает автор “в гуманитарных онтологиях и полионтичных описаниях реальности синергетические методы пока применяются стихийно, зачастую интуитивно, на уровне метафор и эвристических соображений, что вызывает неприятие у многих специалистов, приверженных дисциплинарному стилю мышления. Методология синергетики пока разработана недостаточно, чтобы отрефлексировать собственные основания и корректно переносить известные модели синергетики за пределы естествознания, создавать новые модели в иной онтологической реальности”.

В.Г. Буданов поставил перед собой задачу исправить это положение. “Результаты” такой деятельности, очевидно, и отражает автореферат.

Автор четко определяет цель и задачи исследования (См. автореферат). Сформулированная цель и задачи исследования показывают, что автор не понимает масштабности сформулированной им цели и сложности поставленных задач. Это настораживает.

Для научной жизни современной РФ характерно наличие мощного потока лженауки. Важной составляющей этого потока являются и многочисленные “исследования” в области синергетики. Я совсем не отрицаю синергетику, есть фундаментальные исследования И.Пригожина, Г.Хакена, В.Эбелинга, Ю.Л.Климонтовича, В.И. Арнольда, С.П.Курдюмова и др. Работы в этой области ведутся и на физическом факультете. Но, извините, когда за применение сложнейших методов исследования, еще находящихся в стадии становления и развития, берутся неучи…

Предоставим уважаемым членам Совета обсуждение положений, выносимых на защиту, типа “Синергетика играет важнейшую познавательную, методологическую, мировоззренческую роль в формировании постнеклассической научной картины мира. Обладает эффективными средствами междисциплинарной коммуникации” или “Предлагается выделять следующие синергетические стратегии образования: синергетика для образования, синергетика в образовании, синергетика образования. Предложена синергетическая методология коллективного творчества и инновационного управления образовательными пространствами”.

Рассмотрим один аспект, но важный аспект - как автор разработал “основы эволюционно-синергетического подхода к образованию гуманитариев”.

Да, действительно, результаты исследований автора уже нашли применение – это программы по курсу “Концепции современного естествознания” для студентов гуманитарных специальностей, а также курса “Синергетика”.

Почему-то В.Г. Буданов не сообщает, что его авторская программа по курсу “Концепции современного естествознания” не находит понимания в среде преподавателей высшей школы. Например, на совещании по проблеме преподавания “Концепции современного естествознания” в 2004 г. среди участников не нашлось ни одного, кто бы поддержал программу Буданова.

Мне доводилось беседовать с “бедными” студентами философского факультета МГУ, которые имели несчастие слушать курс В.Г. Буданова: студенты не знают основ ни физики, ни химии, ни биологии, есть только начальные представления об основах естествознания. Какая уж тут синергетика!

Российское образование переживает сложный период. Отказ от предметного обучения в школе приводит и приведет к полной профанации образования (за исключением элитных оазисов). Неучи будут приходить в вузы и слушать синергетические курсы Буданова. А если, синергетические курсы Буданова, не дай Бог, попадут в школу!?

Сейчас в научной среде широко обсуждается вопрос об отмене кандидатского экзамена по философии. Являясь активным сторонником сохранения кандидатского экзамена по философии, убежден, что в случае успешной защиты В.Г. Буданова число противников кандидатского экзамена по философии возрастет.

Пилите сук, на котором сидите, господа философы!

В целом считаю, что защита диссертации В.Г. Буданова “МЕТОДОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИКИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ И В ОБРАЗОВАНИИ” и внедрение ее результатов в образование явится важным вкладом в разрушение образования, науки и страны в целом.

Автореферат правильно и достаточно полно отражает содержание опубликованных автором работ.

P.S. Еще один аспект – этический, но на правовой грани.

Как следует из автореферата, ведущей организацией является кафедра философии естественных факультетов философского факультета МГУ. Конечно, не кафедра, а по “Положению о порядке присуждения ученых степеней” - МГУ. В.Г. Буданов работает на философском факультете МГУ, конечно, это не основное место его работы, но есть не только буква “Положения”, есть его дух, есть, в конце концов, этика.

Зав. кафедрой
физического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
доктор физико-математических наук, профессор
член президиума Совета
по концепциям современного естествознания                          К.В. Показеев

Подпись К.В. Показеева удостоверяю:


[На главную страницу сайта]